Алексей (trita) wrote,
Алексей
trita

Краткая история современного эзотеризма

По инерции я периодически забываю, что большая часть трёх-четырёх читателей этого журнала либо википедийно либо вообще ничего не знает об истории  современного эзотеризма. Потому хотелось бы минимальным количеством букв, но всё же  заполнить этот пробел.

Предлагаемая история рассчитана на людей знакомых скорее только с фактом существования эзотеризма, но не имеющих опыта, достаточного для понимания специфики этого вопроса. История именно что краткая, но не в том смысле, что она вкратце даёт возможность составить формальное (и в таком случае бессмысленное) представление о теме, а в смысле аскетического минимализма. В истории описывается только центральная и ключевая линия активности, а так же некоторые события и лица, с ней связанные. Как минимум это позволит не утонуть в количестве подробностей и персоналий, ухватив главную претензию.

Подход

Было бы неверно рассматривать историю эзотеризма в контексте классической истории человека, как некий феномен или артефакт в рамках культуры и онтологии. Таким рассмотрением занимается «эзотериология», и кому-то подобное рассмотрение  видимо интересно, но тут речь о другом. Классическая история накапливает и интерпретирует внешние феномены, от частного к общему, тогда как эзотеризм по определению относится к внутренней причинности бытия, то есть ровно наоборот — внешняя история природы и человека есть производное от эзотерической истории, и только в таком контексте видимые феномены «эзотеризма» могут пониматься более-менее адекватно. Да, тут проблема, поскольку человек пока ещё далёк от здравого идеализма, от научного понимания «метафизического», тогда как причин для интеллектуального скепсиса более чем достаточно.

Жизнь и разумная деятельность метафизических существований в метафизической  природе, производящие последствия в природе физической и в сознании человека как посредника — так можно было бы вкратце обозначить подлинно «эзотерическое». Да, тут ещё одна проблема для ума, где каждый вынужден сам решать, как ему соотносится с «фактами», выходящими за пределы допустимого в его рациональности, в его онтологии.

Махатмы

Ещё одной интеллектуальной проблемой становится феномен «Махатм», или «Учителей Мудрости». Это вопрос ключевой, поскольку история реального «эзотеризма» не может проявляться никак иначе, нежели как следствие Их активности, явной или скрытой.

Между физической и метафизической реальностью существуют точки контакта, пока ещё незначительные, из-за недостатка эволюционной подготовки человека (посредника). Эти контакты должны как-то формализоваться, персонифицироваться для интеллектуального наблюдателя, быть категорией его мышления. Такой вот персонификацией являются «Махатмы».  У нас нет объективной возможности как-то обсуждать или описывать Их собственную природу,  а этим термином обозначается лишь некий адаптированный идеализированный образ, через который конкретный ум может как-то соотносится с реалиями такого рода. Можно даже сказать, что «Махатмы» это миф, в том смысле, что имеет место символическая форма описания, как единственно возможная. На этой вынужденно неопределённой почве конспирологическая  фантазия людей порождает сказки, про закулисные тайные общества,  спрятанные в недоступных тибетских вершинах или пещерах. В реальности же граница между физическим и метафизическим проходит только и буквально через менталитет человека, а следом и реальный контакт с «Учителями» возможен только там. Любой очный контакт возможен только если Им самим это будет нужно, а это почти никогда не нужно, что логично.

Кто такие «Учителя» и каким естественным(!) образом реализуется контакт с Ними подробнее и вполне доступным языком можно прочитать по >>ссылке<<. Самой простой аналогией отношений человека с Учителями являются отношения домашних животных  с человеком. Если взять всё разнообразие животного царства, выделить из него узкий слой домашних животных, и попытаться понять специфику их контактов с человеком, интеллектуальная природа сознания которого примерно так же метафизична и непостижима, как для самого человека непостижима осознанность Учителей. Тем не менее, связь эволюций и контакты имеются, а так же единая цель и смысл.

New Age

Эзотеризм в культуре цивилизации присутствовал всегда. В известном историческом прошлом он находился в ведении жречества, философии, аристократии, как и любая гуманитарно-научная область знания вообще. Эксклюзивность была обусловлена целесообразностью. Эзотеризм и сегодня крайне абстрактная сфера знания, а в прошлом способность населения улавливать такие абстракции была почти нулевая, масштаб человечества был невелик, да и тот был изрядно фрагментирован, раздроблен на языки, культуры и традиции. Именно рост населения планеты, рост глобализации и связи, рост менталитета и научного знания обусловил формирование условий, при которых выход эзотеризма из культурного подполья был не только возможен, но и необходим как универсальная идеология, философия и психология, которая неизбежно придёт на смену нынешней какофонии традиций и культур, слившихся в один огромный кризис переосмысления.

Формальным сигналом к началу Нового Века можно считать колонизацию Америки и Индии. Круг замкнулся. Индия  исполняла роль хранителя достижений сознания цивилизации прошлого, при том настолько далёкого прошлого, что о нём до сих пор мало что известно, любые утверждения будут звучать спорно. Новая цивилизация поднялась от Запада и стала достаточно мощной, чтобы прийти в Индию и забрать своё собственное и по сути самое ценное наследие, даже если она сама того до сих пор и не заметила. Аналогично каждый человек переродившись проходит путём нового цикла развития, даже не понимая, что долгое время идёт по своим следам, собирает свои достижения, прежде чем действительно начать новую жизнь. Запад вошёл в тесный контакт с Востоком, начался Новый Век.

Дальше совсем кратко.

Е.П.Б.

В 1851 году в Лондоне в день своего рождения двадцатилетняя Елена Блаватская (сбежавшая к тому времени от мужа) встречает индуса, которого прежде неоднократно видела в своих «снах», то есть субъективно была уже знакома. Много позже в одном из писем она напишет: «Впервые я встретилась с ним, когда мне было двадцать, в 1851 году. Он был тогда в самом расцвете сил. И вот теперь я уже старая женщина, однако он нисколько не изменился...». Знакомый незнакомец сообщил главное: «требуется ваше участие в работе».

Двадцать четыре года спустя (1875) было основано «Теософское общество», своего рода аванпост и плацдарм распространения «нового» эзотеризма. Тридцать семь лет спустя (1888) вышла в свет «Тайная доктрина». В 1891 году мадам Блаватская закончила свою работу и жизнь. Начало культурной интервенции было положено.

Если сказать просто, то первая стадия процесса требовала идти напролом, поднимать волну, игнорировать условности. Елена Петровна отлично справилась с этой задачей, её характер и экспрессия презирали препятствия. К издержкам можно отнести не слишком академичный и последовательный стиль изложения, хотя бы потому, что на первой стадии необходимо было собрать в некий интеграл («синтез науки религии и философии») огромное количество уже известной культурно-мифологической информации, а так же  вступить в спор с культурой и наукой своего времени.

К эксклюзивной же стороне относится опубликование адаптированного перевода так называемых «Станц Дзиан» — «страниц из доисторического рекорда», неизвестного современному человеку и недоступного науке. Основное концептуальное повествование «Тайной Доктрины» ведётся как комментарий и попытка разъяснения символизма этих «Станц», и это та информация, получить которую Е.П.Б. могла только от вышеупомянутых Учителей Мудрости.

В итоге почти весь западный самодеятельный (по большей части) оккультизм, мистицизм и психология начала 20-го века вышел из «Тайной Доктрины» и «теософии», как русская литература из гоголевской «Шинели».

А.А.Б.

В воскресное утро 30 июня 1895 года, спустя несколько лет после ухода Елены Петровны, теперь уже в 30-ти километрах севернее Лондона, а именно возле Сент-Олбанса в  графстве Хартфордшир, 15-ти летняя девочка Алиса Анна Ла Троуб-Бейтман почему-то не пошла в церковь, осталась дома одна.

«Все ушли и в доме никого не было, кроме меня и слуг. Я читала в гостиной. Дверь открылась, и вошёл высокий человек в европейской одежде (как помню, очень ладно скроенной), но с тюрбаном на голове. Он подошёл и сел рядом. Я окаменела при виде тюрбана и не могла произнести ни звука, не то что спросить, что он здесь делает. Затем он стал говорить. Он сказал мне, что запланирована определённая работа, которую я могла бы выполнить для мира, но для этого от меня потребуется кардинально изменить свой нрав; мне следует прекратить быть такой неприятной молодой особой, надо постараться обрести достаточный самоконтроль. Польза, которую я в будущем смогу принести Ему и миру, зависит от того, насколько я справлюсь с собой, и от перемен, которых я сумею добиться. Он сказал, что, если я достигну реального самоконтроля, мне можно будет доверять, и что я буду  путешествовать по всему миру, посещать множество стран, “постоянно выполняя работу своего Учителя”. Эти слова и поныне звучат у меня в ушах. Он подчеркнул, что всё зависит от меня, и сказал, что именно я могу и должна сделать немедленно. Добавил, что будет вступать в контакт со мной с интервалами в несколько лет.

Беседа была очень краткой. Я ничего не говорила, просто слушала, Он же говорил довольно настойчиво. Сказав то, что собирался, Он встал и вышел;  помедлив у двери, Он подарил мне взгляд, который я до сих пор помню очень отчётливо. Я не знала, что делать. Оправившись от шока, я почувствовала страх и подумала, что я спала и видела сон или что я схожу с ума, а затем ощутила самодовольное удовлетворение. Я почувствовала себя кем-то вроде Жанны д’Арк (она в то время была моей героиней), подобно которой я вижу духовные видения и, следовательно, предназначена для великой работы. Какой именно — я не могла вообразить, но возомнила себя возвышенным почитаемым наставником тысяч людей. Это очень типичная ошибка начинающих, подобные ошибки я вижу сейчас в избытке в различных оккультных группах...» [Алиса А. Бейли «Неоконченная автобиография»]

- - -

Читатель может задаться вопросом: а почему в истории постоянно присутствуют юные леди? Насколько вообще можно доверять таким источникам. Молодёжь и без того склонна к гиперчувствительности и фантазиям, а уж девушки  тем более, да ещё в такие романтически-консервативные времена как 19-век.

Во-первых, речь вообще не взывает к доверчивости читателя, а рациональные оценки чего-либо доступны только по плодам, не по риторике или документам. Не существует никакой возможности  проверить достоверность описываемых событий, иначе как изучить последствия, стать частью сказанного, пережить, а не передумать. Во-вторых, вполне логично предположить, что коль скоро описываемая работа технически осуществлялась на границе физического и метафизического, то она требовала и некой специфической чувствительности от работника на внешней стороне, требовала негативной поляризации, которая свойственна человеку именно в женской фазе существования. Тут своего рода аналогия с пифиями. Никого ведь не удивляет отсуствие мужчин в родильных отделениях. Такова специфика.

Канонически начальная история NEW AGE ассоциируется с тремя «секретарями», которые дистанционно и осознанно записывали информацию для опубликования. В англоязычном Фейсбуке есть даже группа Blavatsky, Bailey, Roerich, хотя список можно продолжить, женских имён в нём больше. Блаватской факт телепатической работы приходилось в основном скрывать, что так же логично, учитывая и без того гарантированный скепсис патерналистского западного общества, стремление списать все её усилия на шарлатанство какой-то русской эмансипе, аргументированное фактами, которые нельзя померить метром и рассмотреть микроскопом научного принципа.

Внутренний же процесс таков, что люди специально рождались с определённой иерархической целью, но в силу ограничений физического мозга после рождения они не могли помнить её напрямую, разве только во «снах», а потому в определённый момент взросления им нужно было прямо указать, напомнить, кто они есть, в противном случае внутренний потенциал мог привести не к фокусировке, а к саморазрушению, поскольку жить с такой позитивной заряженностью в негативном материальном мире крайне трудно, тем более в женском теле, а сегодня ситуация возможно ещё хуже.

- - - -

Возвращаясь к истории. Потребовалось ещё двадцать четыре года, прежде чем работа, начало которой реализовала Елена Петровна, могла быть продолжена. 19 ноября 1919 года:

«Я отправила детей в школу и, подумав, что могу выкроить несколько минут для себя, вышла на холм рядом с домом. Я присела и задумалась, затем вдруг вздрогнула и прислушалась. Я услышала то, что приняла за чистую музыкальную ноту, которая звучала с неба, вокруг холма и во мне. Потом услышала голос, который произнёс: “Есть некоторые книги, которые желательно написать для широкой публики. Вы можете их написать. Вы сделаете это?” Я без колебаний ответила: “Разумеется, нет. Я не какой-нибудь психик и не хочу быть втянутой во что-то вроде этого”. Я сильно встревожилась, когда услышала, что громко разговариваю. Голос продолжал говорить, что мудрые люди не выносят поспешных суждений, что у меня особый дар к высшей телепатии и что то, что меня просят делать, не имеет ничего общего с низшим психизмом. Я ответила, что меня это не заботит, что я вообще не интересуюсь никакой работой психического характера. Невидимый человек, который так отчётливо и непосредственно разговаривал со мной, сказал, что даёт мне время на размышление, что он не принимает моего отказа и вернётся ровно через три недели, чтобы узнать, что я намереваюсь делать...»

Алиса А. Бейли «Неоконченная автобиография»

Аналогичная цитата с той стороны зеркального стекла:

«В 1919 году, в ноябре, я осуществил контакт с Алисой А. Бейли и попросил ее записать для меня, а также опубликовать определенные книги, которые – в соответствии с предопределенной последовательностью выдачи истины – должны были появиться. Она сразу же отказалась, не имея ни малейшей симпатии к потоку так называемой оккультной литературы, публикуемой различными оккультными группами, а также испытывая изрядную неприязнь к любой форме психического письма и психической работы. Позднее она изменила свою позицию, когда я объяснил ей, что телепатическая связь – это проверенная вещь и предмет научного интереса, что сама она не является ни яснослышащей, ни ясновидящей, и никогда ею не была, и что (прежде всего) истина проверяется самой истиной. Я сказал ей, что если она попробует писать в течение месяца, то сам записанный материал покажет ей, есть ли в нем истина, пробуждает ли он интуитивное понимание и распознавание, и содержит ли он в себе нечто ценное для приближающейся новой духовной эры. Поэтому она преодолела свое отвращение к такого рода работе и многим широко распространенным тогда оккультным представлениям истины; она лишь поставила условие, что написанное должно выходить без всяких громких претензий и что выдаваемые учения должны устоять или провалиться в силу собственных достоинств или недостатков»

Алиса А. Бейли «Ученичество в Новом Веке» том I

Так началась работа А. Бейли с «Тибетцем», одним и Учителей, взявших на себя эту миссию, и прежде работавшим с Е.П.Б. над «Тайной Доктриной».

На этом краткую историю современного эзотеризма можно и закончить. Всю оставшуюся жизнь Алиса Бейли записывала и издавала книги, составляющие сегодня канон академического эзотеризма, если так можно сказать, игнорируя отсутствие не то что академий, даже элементарных школ, а так же адекватного внимания и интереса публики. Академичность этих текстов не исходит из достижения современного человечества и интеллектуальной науки, тем не менее это всё же человеческое достижение, поскольку современностью и известной историей подлинная история человека более чем не ограничивается.

Вот что Тибетец «пишет» по поводу сказанного выше:

«Е.П.Б. (одна из первых среди работающих учеников, которые действовали на импульсе экстернализации и Перволучевой энергии, побуждавшей к активности) заложила фундамент Плана, находясь под влиянием исходившего от меня впечатления. Изложение более подробной структуры и масштаба намерения Иерархии я дал в книгах, которые А.А.Б. представила общественности под собственным именем (действуя при этом в соответствии с моими указаниями). Впервые в человеческой истории цель прошлых исторических и психологических событий могла быть ясно прослежена как основа современного развития событий, и таинственный Закон Кармы был представлен вниманию публики в доступной форме»

Важность этих текстов сравнима только с такими монументами прошлого как «Махабхарата» или «Иллиада», при том, что изучающие эзотеризм теперь смогут перевести содержание древних эпосов (и всей мифологии человека вообще) с языка символизма на язык конкретных понятий, сделать тайное явным.

Наверняка против такой краткости истории найдётся много возражений, так и Бог с ними...

Tags: Алиса Бейли, второе пришествие, инверсия сознания, обобщения, сказка на день, футуризм, цитаты, эзотеризм
Subscribe

  • Кости и костры

    Процесс бытия и с научной и с философской точки зрения можно понимать как процесс горения. В небе и днём и ночью костры, под землёй — огонь, дышим…

  • Научное существование

    По идее если создавать научную теорию существования, то в неё можно включить понятие Коэффициент Реинкарнационной Эффективности. Что-то типа КПД.…

  • Инопланетяне (на правах резюме)

    Тема «инопланетян» так и повисла. Я всё пытался её как-то резюмировать, но многовато букв получается, слишком она интегральная, не знаешь с какого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments