Алексей (trita) wrote,
Алексей
trita

Categories:

Ходячие по кругу онтологической безысходности мертвецы

Набрёл как-то на «The Walking Dead», взялся смотреть, хотя много приходится перематывать, бесконечные разговоры ниочём, например. Фильмы вообще стало трудно смотреть, получается так, что я почти постоянно наблюдаю не за сценическим действием, а за теми задачами, которые ставят и решают в треугольнике  сценарист-режиссёр-продюсер. Как раз в этом закулисном смысле сериал довольно интересен.

Я бы назвал Ходячих  эпосом — монументальным памятником человеческому мировоззрению, вернее тому плачевному состоянию, в котором парадигма человечества до сих пор находится. От серии к сезонам киношники словно пытаются вырваться из сансарического колеса тупиковых смыслов, но не могут, и за этим интересно наблюдать. Довольно скоро становится понятно, что название характеризует главных героев — выживальщиков, ведь это они ходячие мертвецы, метафора человеку в его нынешнем состоянии ума. Сами зомби в фильме никакой роли не играют, вернее их роль чисто утилитарная. На аналогии с живописью тут имеет место картина в жанре супрематизма. Зомби служат средством уничтожения культурного бекграунда, монотонизации (если так можно сказать), ликвидации суетной мишуры цивилизации, чтобы всё внимание было сфокусировано на переднем плане. Зомби отсекают всё лишнее, оставляя только базовые примитивы онтологической геометрии: жизнь, смерть, выживание, плохие парни, хорошие, дети, свои, чужие, ресурсы, безопасность — никаких полутонов, никакого либерализма и плюрализма.

В сухом остатке можно сказать, что итерация за итерацией персонажи прогоняют через змеевик однотипного сюжета вопрос, похожий на гамлетовский, вернее это вопрос раскольников, то есть это не вопрос разницы «бытия» и «небытия», это вопрос о разнице между «жизнью» и «существованием». «Тварь ли я дрожащая или право имею?» — согласитесь, на такой теме можно выстраивать драму долго и мучительно, на попытках различить разницу, критерии, обоснования. Да и топором героям размахивать приходится много, больше чем Раскольникову, но по сути с той же целью, а главный босс-злодей (которого, конечно, нельзя убивать сразу и наверняка) всегда маячит аналогией «старухи-процентщицы».

Интересно и то, как ключевые проблемы парадигмы человека кристаллизуются в персонажи. Например, классный там получается «ботаник», типа «учёный» — трус, материалист, превыше всего ценящий свою безопасность,  однозначно решающий вопрос «жизни» как вопрос «существования», нулевой уровень идеализма. Тот самый аморальный представитель «науки». Его нельзя назвать даже «предателем» или «лжецом», ведь это всё гуманитарные идеалистические понятия, их не существует в экстремуме-максимуме чисто биологической интерпретации существования, которую персонаж персонифицирует, а никакого выхода на более высокий уровень онтологии в сценарии не предусмотрено, его нет в самой культуре человека. Впрочем, произвол сценаристов + необходимость постоянно путать карты и тянуть резину мыльной оперы вполне могут «спасти» этого ботаника для зрителя, сделать из него героя.

Не знаю пока чем там кончится «пахтание океана» выживания, немного надоедает неизбежно-предсказуемое наступление обломов. Понятно, что show must go on вынуждает авторов генерировать всё менее адекватные события, всё более глупое поведение и пр., повышать ставки взлётов и падений, искать края мышления, но и это в общем интересно психологически, антропологически, благо что опилки можно проматывать, иной раз целые серии.

Tags: аналогии, кино, обобщения, самоценность, сказка на день
Subscribe

  • Права на свободы

    Ценность «свободы слова», «демократии» и пр. либеральных концепций не в том, что они могут быть реализованы или попытка их  реализации ведёт к более…

  • Определение физики

    А как вам такое определение физики: наука, изучающая пределы и внутреннее устройство феноменальности.

  • Недоверие к миру

    В комедии «Эльф», про дух Рождества,  одноимённый герой (Уилл Ферелл), выросший среди эльфов Санта Клауса, попадает обратно на родину, в Нью Йорк.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments