Алексей (trita) wrote,
Алексей
trita

Categories:

Продолжаем брить бородатые анекдоты

Я не математик (в смысле другая судьба, а не «гуманитарий» в ругательном смысле) и я к парадоксам подхожу скорее всего не по канонам и нормам, интуитивно, но в интуиции все равны, хотя логического аппарата может и не хватить непосредственно для высказывания, для формализации.

Вот я читаю, как Рассел пожизненно огорчил Фреге своим вопросом: «будет ли множество всех множеств, не являющихся своими элементами, своим элементом?» — и что я со своей логической колокольни без математики тут вижу, если вам интересно. Кстати — да, по мне так это точная аналогия парадокса (ментальной иллюзии) о способности «Бога» создать камень, который он не сможет поднять:

«Множество» это счётная сущность, это количество частей чего-либо — кирпичей, людей, чисел, и пр. Это принципиально, сперва у вас идёт дифференциация, то есть вы постулируете единицу существующей, а только потом у вас возникает арифметика (счёт) и множество.

В это же время слово «всех» обозначает сущность не корпускулярную, но цельную. Мы не можем игнорировать холистический принцип «целое больше суммы частей» и оставаться при этом логичными. Сперва идёт целое, потом дифференциация на единицы, потом счёт, потом множество — обратной силы это не имеет, к целому вы не вернётесь, «фарш невозможно провернуть назад».

Рассел поставил вопрос таким образом, что Фреге понял, что не понимает разницы между «множество» и «всё», то есть его сознание глубоко дифференцировано и математично, для него сама идея, что математика непротиворечива только если единица существует — нонсенс. Ну это я так думаю в контексте морали басни, судя по его реакции и по самому факту существования «парадокса», который был парадоксален внутри арифметики Фреге, а снаружи был хорошим заблуждением.

То есть в парадоксе Рассела и в парадоксе всемогущества имеет место тот же самообман ума  что в истории с брадобреем и с буквами сидящими на трубе. «Множество всех» — это семантический фокус, нонсенс, где меньшее вмещает большее, нелегально уравниваются разномерные сущности.

Точно так же «Бог» не может вступать в отношения с «камнями» — с дефинициями, частями самого Себя. С человеком в том числе, кстати. Видимо из религиозной иллюзии возможности отношений человека с «Богом» родилась иллюзия парадокса неподъёмного булыжника. Под «Богом» в этом парадоксе подразумевается дефиниция ума человека — заблуждение.

Во всей этой интеллектуальной «расти, борода, расти,» у меня только один оптимизм: людям математического склада ума в будущем будет намного проще и достовернее понять такое фундаментальное эзотерическое явление природы как Иерархия. Я знаю, что для большинства гуманитариев изучающих эзотеризм «Иерархия» это имя собственное, что-то типа вывески «Министерство духовного строительства». Мнимый парадокс Рассела доказывает, что иерархия это основа бытия, что квантовая физика», «физика» и «метафизика», например,  это разные но связные иерархические уровни, эмерджентные по отношению друг к другу, в силу холистического принципа. Из-за иерархичности существуют и пределы, переступить которые нельзя без соответствующей метаморфозы, подобной той, что описана в Евангелии.

Tags: математика, риторические парадоксы
Subscribe

  • Грех теологии

    Помните из классики: «Вишь ты, – сказал один другому, – вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не…

  • Вред хотения

    Перефразирую. Чего бы мне хотелось от консерватории: знания того, как устроены гениальные мелодии; свободы выражения на любом музыкальном…

  • Степень несвободы

    Есть беговая зависимость, в смысле пример контрастной неочевидности негативного явления. Занимается человек ЗОЖ, и всё у него вроде бы хорошо, но по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Грех теологии

    Помните из классики: «Вишь ты, – сказал один другому, – вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не…

  • Вред хотения

    Перефразирую. Чего бы мне хотелось от консерватории: знания того, как устроены гениальные мелодии; свободы выражения на любом музыкальном…

  • Степень несвободы

    Есть беговая зависимость, в смысле пример контрастной неочевидности негативного явления. Занимается человек ЗОЖ, и всё у него вроде бы хорошо, но по…